Надежда Федорова: Запрет на пластик с точки зрения профессионалов рынка HoReCa
Сейчас мы всё чаще становимся свидетелями более активного экологического движения в различных странах мира. Зеленые тренды имеют большое значение для рынка HoReCa. В России инициативы по запрету пластиковой упаковки уже вышли на самый высокий правительственный уровень. Сейчас мы наблюдаем реальный переход от слов к делу.
Для начала Российский экологический оператор (РЭО — публично-правовая компания, которая заявляет, что она следит за эффективным и законным обращением с твердыми коммунальными отходами в России — прим. ред.). предложил рассмотреть вопрос о полном отказе пластиковых стаканчиков. Затем появилась информация, что Минпромторг допускает введение запрета на ввоз импортного пластика для ограничения вреда для экологии при его переработке.
Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ принять меры, которые позволят увеличить долю использования организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, а также предприятиями сферы торговли и гостинично-ресторанного бизнеса одноразовой бумажной упаковки вместо пластиковых изделий. Соответствующее поручение опубликовано на сайте Кремля.
«Правительству Российской Федерации: принять меры, предусматривающие…развитие производства отдельных видов целлюлозы и продукции ее переработки, в том числе для обеспечения нужд оборонно-промышленного комплекса; увеличение доли использования населением, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, организациями в сфере торговли и гостинично-ресторанного бизнеса одноразовой бумажной (картонной) тары, упаковки, посуды в целях отказа от пластиковых изделий», — говорится в тексте поручения.
Доклад необходимо представить до 1 июня 2023 года. Ответственным за исполнение поручения назначен премьер-министр Михаил Мишустин. Ранее Минпромторг РФ выступил с инициативой запретить импорт пластиковых товаров и ограничить их производство внутри страны. В списке ведомства перечислены 28 товаров из пластика, которые предлагают заменить изделиями из биоразлагаемого аналога, стекла, бумаги и дерева. В частности, выводу из оборота и продажи фигурируют одноразовая посуда, пластиковые контейнеры, стаканчики, пакеты и ватные палочки.
БИЗНЕС ЗАМЕР В НАПРЯЖЕННОМ ОЖИДАНИИ
Конечно, все эти инициативы не могут не затронуть рынок HoReCa.
С одной стороны, запрет пластиковой упаковки является необходимым шагом в направлении более ответственного и экологически чистого бизнеса.
С другой, пластик настолько прочно обосновался в нашей повседневной жизни, что уже трудно представить, как можно обходиться без привычной и недорогой упаковки, одноразовой посуды.
Ресторанный бизнес и ритейл в первую очередь, конечно же, опасается дефицита и удорожания упаковки в связи с запретом пластика, на котором сейчас построена практически вся доставка и организовано хранение продуктов.
Вполне очевидно, что невозможно в одночасье отказаться от одноразового пластика.
Как отмечает председатель Координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов: «Ресторану сегодня не справиться без пластиковой посуды и упаковки для доставки. Что может стать альтернативой, и как быстро она появится в случае запрета – не ясно».
ГОТОВЬ НОВУЮ УПАКОВКУ ДО ПОЛНОГО ЗАПРЕТА СТАРОЙ
Очевидно, что инициативы по запрету пластика могут и должны стать стимулом для развития альтернативных материалов, которые в итоге будут дешевле и экологически чище. Справедливости ради нужно отметить, что многие из них применяются уже сейчас, но не выходят пока на первый план.
Среди замены пластику можно выделить упаковку из биоразлагаемых материалов, таких как крахмал, целлюлоза, бамбук, рисовая соломка и другие. Другой альтернативой может стать использование перерабатываемых материалов, таких как стекло, металл или бумага.
Для реального бизнеса сейчас главная интрига в том, как на практике будет происходить пластикозамещение.
Надеемся, будет объявлен разумный переходный период, в течение которого будет налажено производство российской упаковки и изделий из биоразлагаемых материалов. Кстати, очевидно, что в этом вопросе будет сложно обойтись без мер поддержки и условий для развития производства продукции в необходимых объемах и по приемлемым для рынка ценам. Конечно, будут определенные надежды на устойчивый импорт из тех стран, которые хотят и могут работать с нами.
Ресторанам, магазинам и другим игрокам рынка стоит уже сейчас задуматься о выборе поставщиков экологической упаковки, разработать и просчитать новые логистические цепочки. Можно, конечно, ждать, когда рынок сам предложит новые решения. Но это чревато потерей времени и реальным дефицитом в определенные моменты времени.
Причем, это вопрос не только крупных сетевых игроков, но и малого бизнеса, независимых проектов.
Вероятно, достаточно высокую логистическую безопасность могут предоставить сотрудничество с крупными комплексными поставщиками. Кроме ассортимента и выбора между пластиком и альтернативной упаковкой, они могут предложить программы пошаговой замены одного вида продукции на другой, гарантировать необходимые объемы и бесперебойность поставок.
Компания РЕАЛ www.realpak.ru может помочь предпринимателям сферы ресторанного бизнеса, ритейла, фабрик-кухонь и доставки в новых условиях, предлагая альтернативную упаковку, которая соответствует новым экологическим требованиям.
Компания РЕАЛ предлагает широкий ассортимент биоразлагаемой упаковки, которая поможет клиентам сохранить экологическую чистоту своего бизнеса.